Феофа́н Затво́рник - в миру Георгий Василий Говоров (1815-1894), церковный деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с 1863. В 1866 удалился в Вышенскую пустынь. С 1872 жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-69) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества - в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1-8, 1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Монументальный перевод патриотической литературы - «Добротолюбие» (см. Патристика). Канонизирован Русской православной церковью (1988).
* * *
ФЕОФАН Затворник - ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК, Затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров) [10 (22) января 1815, село Чернавское (Чернава) Елецкого уезда Орловской губернии - 6 (18) января 1894, Вышенская-Успенская пустынь Шацкого уезда Тамбовской губернии], русский святитель, епископ; богослов, публицист-проповедник.
Отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви села Чернавское. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование получил в родительском доме. В 1823 поступил в Ливенское духовное училище. В 1829 в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Закончив в 1837 с отличием семинарию, Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, где был сокурсником Макария Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Петрович). 1 (13) октября 1840 он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. 15 (27) февраля 1851 принял постриг с именем Феофан. Затем был рукоположен в иеродиакона, а 1 (13) июля - в иеромонаха. В 1841 иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со званием магистра. В этом же году назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в декабре 1842 - инспектором Новгородской семинарии. В семинарии проявил себя как талантливый воспитатель и преподаватель.
В декабре 1844 переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия, с февраля 1845 иеромонах Феофан был назначен помощником инспектора академии, с 20 мая по 4 августа по старому стилю 1846 исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение своих обязанностей был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.
По собственному желанию был назначен в августе 1847 членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме во главе с Порфирием Успенским. Во время своего шестилетнего пребывания на Востоке иеромонах Феофан посещал обители и поддерживал тесные связи со старцами Афона, изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с житиями древних подвижников. Вследствие начавшейся в 1853 Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА), члены Духовной миссии в 1854 были отозваны из Иерусалима в Россию.
За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в апреле 1855 в сан архимандрита и назначен в Санкт-Петербургскую Духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода - на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Архимандрит Феофан занимался также многими епархиальными делами, являясь членом Олонецкой духовной консистории.
В 1856 назначается на должность настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В 1857 становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии.
В июне 1859 был хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. При содействии епископа Феофана в Тамбовской епархии было открыто много церковно-приходских и воскресных школ, женское епархиальное училище. В это же время им написан богословский труд «Письма о христианской жизни». В июле 1863 владыка был перемещен на Владимирскую кафедру, в июле 1866 был освобожден от управления епархией согласно его прошению в Св. Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
Некоторое время был настоятелем пустыни. После пасхальных дней 1872 г. начал вести затворническую жизнь. Проводя жизнь в богослужении и молитве, епископ Феофан занимался также научно-литературными и богословскими трудами, писал письма ко всем, просившим у него совета и помощи. Накануне русско-турецкой войны 1877-78 выступил с идеей освобождения южных славян, опираясь на свои впечатления от пребывания на Востоке («Три письма... по восточному вопросу»). В некоторых письмах Феофана ставились основополагающие вопросы бытия, в том числе и те, которые в художественной форме разрабатывались Ф. М. Достоевским (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) (на это впервые обратил внимание К. Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич)). Один из выдающихся переводчиков патристики («Добротолюбие», т.1-5, М., 1877-89), участвовал в полемике о переводе Ветхого Завета на русский язык. Сохранились также стихи святителя. Главную часть публицистического наследия составляют «слова» проповеди, освящавшие злободневные темы русской жизни в пред- и послереформенной России и сохранившие во многом свою актуальность.
На Поместном Соборе РПЦ 6-8 июня 1988 епископ Феофан Затворник был канонизован. Память его празднуется 10 (23) января.