Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

феофан затворник

Энциклопедический словарь

Феофа́н Затво́рник - в миру Георгий Василий Говоров (1815-1894), церковный деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с 1863. В 1866 удалился в Вышенскую пустынь. С 1872 жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-69) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества - в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1-8, 1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Монументальный перевод патриотической литературы - «Добротолюбие» (см. Патристика). Канонизирован Русской православной церковью (1988).

* * *

ФЕОФАН Затворник - ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК, Затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров) [10 (22) января 1815, село Чернавское (Чернава) Елецкого уезда Орловской губернии - 6 (18) января 1894, Вышенская-Успенская пустынь Шацкого уезда Тамбовской губернии], русский святитель, епископ; богослов, публицист-проповедник.

Отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви села Чернавское. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование получил в родительском доме. В 1823 поступил в Ливенское духовное училище. В 1829 в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Закончив в 1837 с отличием семинарию, Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, где был сокурсником Макария Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Петрович). 1 (13) октября 1840 он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. 15 (27) февраля 1851 принял постриг с именем Феофан. Затем был рукоположен в иеродиакона, а 1 (13) июля - в иеромонаха. В 1841 иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со званием магистра. В этом же году назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в декабре 1842 - инспектором Новгородской семинарии. В семинарии проявил себя как талантливый воспитатель и преподаватель.

В декабре 1844 переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия, с февраля 1845 иеромонах Феофан был назначен помощником инспектора академии, с 20 мая по 4 августа по старому стилю 1846 исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение своих обязанностей был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

По собственному желанию был назначен в августе 1847 членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме во главе с Порфирием Успенским. Во время своего шестилетнего пребывания на Востоке иеромонах Феофан посещал обители и поддерживал тесные связи со старцами Афона, изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с житиями древних подвижников. Вследствие начавшейся в 1853 Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА), члены Духовной миссии в 1854 были отозваны из Иерусалима в Россию.

За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в апреле 1855 в сан архимандрита и назначен в Санкт-Петербургскую Духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода - на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Архимандрит Феофан занимался также многими епархиальными делами, являясь членом Олонецкой духовной консистории.

В 1856 назначается на должность настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В 1857 становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии.

В июне 1859 был хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. При содействии епископа Феофана в Тамбовской епархии было открыто много церковно-приходских и воскресных школ, женское епархиальное училище. В это же время им написан богословский труд «Письма о христианской жизни». В июле 1863 владыка был перемещен на Владимирскую кафедру, в июле 1866 был освобожден от управления епархией согласно его прошению в Св. Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Некоторое время был настоятелем пустыни. После пасхальных дней 1872 г. начал вести затворническую жизнь. Проводя жизнь в богослужении и молитве, епископ Феофан занимался также научно-литературными и богословскими трудами, писал письма ко всем, просившим у него совета и помощи. Накануне русско-турецкой войны 1877-78 выступил с идеей освобождения южных славян, опираясь на свои впечатления от пребывания на Востоке («Три письма... по восточному вопросу»). В некоторых письмах Феофана ставились основополагающие вопросы бытия, в том числе и те, которые в художественной форме разрабатывались Ф. М. Достоевским (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) (на это впервые обратил внимание К. Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич)). Один из выдающихся переводчиков патристики («Добротолюбие», т.1-5, М., 1877-89), участвовал в полемике о переводе Ветхого Завета на русский язык. Сохранились также стихи святителя. Главную часть публицистического наследия составляют «слова» проповеди, освящавшие злободневные темы русской жизни в пред- и послереформенной России и сохранившие во многом свою актуальность.

На Поместном Соборе РПЦ 6-8 июня 1988 епископ Феофан Затворник был канонизован. Память его празднуется 10 (23) января.

Большой энциклопедический словарь

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Георгий Васильевич Говоров) (1815-94) - российский епископ; богослов, публицист-проповедник. С 1872 жил в затворе. Книга лекций "Путь ко спасению" (1868-69) о православном образовании и воспитании (в т. ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана" (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (вып. 1-8, 1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Монументальный перевод патристической литературы - "Добротолюбие" (см. Патристика). Канонизирован в 1988.

Гуманитарный словарь

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (в миру Говоров Георг. Вас.) (1815-94) - религ. деятель, писатель, переводчик. Сын свящ. Учился в Орловской семинарии (1829-37) и Киевской дух. академии (1837-41). В 1841 постригся в монахи. Преподавал в Петерб. дух. академии (1844-46, 1853-55), читал лекции о религии (легли в осн. кн. "Путь ко спасению", 1868-69). В 1847-53 чл. Рус. Дух. миссии в Иерусалиме, с 1855 ректор Олонецкой дух. семинарии, в 1856-57 - настоятель посольской церкви в Константинополе. Интерес Ф. к вост. вопросу отразился в ст. "Три письма по восточному вопросу" (1877). С 1857 Ф. З. - ректор Петерб. дух. академии, в своих публицистич. соч. выступает критиком совр. об-ва, призывая к дух. самовоспитанию на осн. православия ("Предостережение от увлечения духом настоящего времени", 1858). В 1859 Ф. З. хиротонисан во еп. Тамбовского, с 1863 - еп. Владимирский и Суздальский. С 1866 - на покое, с 1872 живет в уединении, активно занимаясь лит. трудами, выступает с публицистич. ст. ("Истинная свобода", 1870). Ф. З. вел обширную переписку, из к-рой сложился ряд книг ("Письма о христианской жизни" и др.) - Много внимания уделял переводам. Соч. Ф. З. свойственны простота и образность стиля, атмосфера интимного общения с читателем. Не стремясь в них к построению догматич. системы, а лишь указывая путь ре лиг. совершенствования, Ф. З. тем не менее затрагивал ряд филос. вопросов, созвучных светской лит-ре и философии (Ф. Достоевскому, К. Леонтьеву и др.), в т. ч. о прогрессе, о конце истории и т. д. Ф. оказал большое влияние на развитие рус. церкви. Канонизирован ею в 1988.

Орфографический словарь

Феофа́н Затво́рник

Полезные сервисы